понедельник, 28 октября 2013 г.

Самые базовые вещи о написании статьи


Небольшой дисклеймер. Ни в коем случае не следует рассматривать этот текст как нечто "раскрывающее тему написания научной статьи", тут только некие простые точки начала понимания этого процесса. И я ни в коем случае не автор заметок: я просто собрал то, что читал, слышал от опытных коллег и совсем чуть-чуть понял сам.

Прежде всего, надо помнить, что хотя мы и пишем научные статьи, но в процессе написанияочень большую роль играет "вкус" к научному тексту. "Вкус" нельзя разложить в некий алгоритм или метод и нужно смириться с тем, что он будет вырабатываться с течением опыта. Опыт всегда включает в себя ошибки, поражения и разочарования -- надо относится к ним спокойно, по-деловому, как к возможности хоть чуть-чуть, но вырасти в научном плане.
К счастью, некоторые указания направления работы над собой и текстом предъявить можно. Советы сгруппированы достаточно условно.

Выбор темы

Конечно, большую важность имеет качество самого текста, т.е. степень раскрытия темы, но неудачный выбор темы может погубить судьбу статьи в плане её публикации: редактор или рецензент могут, даже не вникая в содержание, отказать опираясь только на "ложность" темы. Что можно сделать со стороны автора:
  1. Не помещайте в одну статью более двух важных идей.
    • Разделите идеи на две статьи.
    • Не пытайтесь втиснуть все, что вы знаете о предмете исследования, в одну статью. Что вы будете делать потом?
    • Если объем статьи превышает 15 страниц, вероятность принятия к публикации сокращается в геометрической прогрессии. Ибо
      • Редакторы любят короткие статьи.
      • Рецензенты будут быстрее давать отзыв.
      • Кроме того, снижается вероятность, что рецензенты не поймут статью.
  2. Не пишите статей, содержащих радикально новые идеи.
    • Избегайте описывать свои научные открытия, по крайней мере, на ранних этапах вашей карьеры, если только вашим научным руководителем не является редактор крупного журнала.
    • Статьи с радикально новыми идеями публикуют редко.
    • После того как вы заняли соответствующую должность, возможно, вам стоит вернуться к вашим радикальным идеям и стать более известным, вместо того чтобы публиковать многочисленные статьи с второсортными идеями.
    • Или же, поскольку вы приобрели больше опыта, вы можете обнаружить, что ваши «радикальные» идеи в действительности оказались вполне тривиальными.
  3. Пишите на интересные темы.
    • В статье должна присутствовать интересная фабула, способная заинтриговать неспециалистов
    • Прежде чем приступить к написанию статьи, ответьте на вопрос: Какие новые идеи и выводы вы можете предложить?
    • Вы должны показать, что тема, над которой вы работаете, представляет определенный интерес.
  4. Избегайте писать комментарии к чужим статьям.
    • Написание комментариев -- рискованное дело, потому что вы находитесь под влиянием автора статьи.
    • Если комментарии или замечания не приняты к публикации, вы не сможете их послать еще куда-нибудь без существенной переделки из-за их чрезмерной краткости.
    • Если комментарии или замечания не приняты к публикации, откажитесь от них или расширьте их до размера полноценной статьи.
    • Вы можете добиться успеха, если вы в чем-нибудь дополните автора. Например, если вы перечислите его выводы, это понравится всем.
    • Если вы указываете на ошибки в оригинальной статье, ваш рецензент (автор этой статьи) будет также искать нечто ошибочное в ваших комментариях, и неважно, будет ли оно реальным, воображаемым или надуманным.
    • Более безопасный подход -- писать самостоятельные статьи.

Как выстроить текст

Одно перечисление возможных форм академического текста займёт неопределённо большое место. Первое что вы должны сделать: задуматься о форме подачи вашей мысли как таковой. Начните со следующего:
  • набросайте конкретный план изложения (я подчёркиваю -- "конкретный", а не абстрактные начало, середина и выводы)
  • а теперь набросайте 2 других плана. Почувствуйте, что одна и та же мысль может быть представлена в разных формах (если при этом поймёте как она меняется в разных формах -- будет совсем хорошо)
  • представьте возможную аудиторию: Кто может это прочесть? Как надо написать, чтобы аудитория вас поняла?
  • в любом случае, начинайте писать до того как статья полностью сложится в уме
  • введение не должно занимать больше 2 страниц
Вы должны стремиться к тому, чтобы сознательно конструировать текст, понимая логику разворачивания смысла.

О стиле

Ещё одна безбрежная тема. Для начала старайтесь избегать разговорных оборотов и ищите способы придать тексту исключительно грамматическими средствами вид "объективной речи" (лишённой субъективности в психологическом смысле). Не следует начинать предложения с Я. Каждая полная страница должна включать больше 2-х абзацев.

О вторичных признаках научности

Только провожают по уму, а встречают всегда по одёжке, следовательно ваш текст должен исугубо визуально производить солидное, научное впечатление.
  1. Не бывает научных статей без аннотации (абстракта) и без цитирования источников.
  2. опечатки никогда никого не радуют, а в личных данных, в названии статьи и в аннотацииони абсолютно недопустимы
  3. сам текст должен иметь то форматирование, которое ожидается редакцией (найдите требования журнала и выполните их)
  4. Осваивайте навыки электронной обработки текста и работы с другими компьютерными программами. (Редактор всегда видит, если автор не умеет пользоваться текстовым процессором).
    • обучение работе с компьютерными программами -- одна из самых выгодных инвестиций в себя. Не скупитесь на время -- оно вернётся с лихвой
    • Навыки электронной обработки текста особенно нужны, когда число исправлений максимально.
    • Ученые без компьютерных навыков в наше время -- это вымирающий вид.
    • компьютер не просто пишущая машинка -- он может взять на себя часть рутинных операций (например, чтобы упростить работу с цитированием погуглите Mendeley или Zotero; и многое другое).

Переделка статьи

Не надо воспринимать требования доработки текста как личное оскорбление или как трагедию непризнанного гения. Если ваша статья не понята редактором и/или рецензентом то это только ваша вина. А то что предлагают переделать -- значит видят потенциал и мысль, которая нуждается в шлифовке.
На переделку всегда отводится сжатое время. Тут вам важно показать себя деловым сотрудником, способным в срок выполнить работу. Небрежная, поверхностная переделка наверняка приведет к тому, что вам откажут в публикации. Редакция не станет до бесконечности заниматься посредничеством между рецензентами и авторами, потому что внимания требуют другие дела.
Не пытайтесь спорить с редактором (разве что если он начал первым). Ознакомьте с письмом редактора и отзывом рецензента опытных коллег. Они могут их истолковать совсем по-иному.

Комментариев нет:

Отправить комментарий