суббота, 30 июня 2012 г.

В раю друзей: стратегии выживания и творчества (Д. Хармс и Б. Поплавский)

Впервые выбрался в книжный магазин "Все свободны". Был доклад на сабж (событие вконтакте). Пока слушал, в голову пришли несколько соображений.


 (+ пара фото на память)

Хармс и  Поплавский в данном случае примеры 2-х стратегий: внутренней и внешней эмиграций соответственно. Понятно, что это не просто жизненные обстоятельства, но и элементы эстетических позиций.
Принципиальная разница в отношении к границе.

При внешней эмиграции границы, делающие тебя чужаком, естественны -- в том смысле, что они тебе просто заданы. Конечно, ты волен строить отношения с чуждым контекстом по своему разумению (в диапазоне от замыкания в диаспоре, до вливания в культуру страны эмиграции) и тем утверждать себя. Но! границы "внешни" художнику и для утверждения своей эстетической особости он нуждается в фигуре автохтона; нужда -- форма зависимости.

Внутренняя эмиграция есть умышленное построение границ между миром и художником; последний есть чужак не естественный, но сознательный. Чинари это выражали тем способом, что говорили о себе как о жильцах "коробки". Подобная искусственность дополнительно тяжела, но имеет и преимущество: внутренний эмигрант не нуждается в автохтонах для проведения границы -- он сам строит границы и не нуждается в окружающем мире. Житель "коробки" чрезвычайно свободен.

Несколько замечаний к развитию:

  • конечно, можно сказать, что чинари просто сильно боялись окружающей советской действительности и со страху засунули себя в "коробку". Возможно это правда, но не вся правда. Другая часть (о которой я и толкую) -- эстетические и экзистенциальные следствия построения коробки.
  • можно подробно рассмотреть соотношение экзотичности как условия эстетического по Левинасу и эмигрантской (в обоих смыслах) чуждости художника. Интуитивно близость экзотики и чуждости ясна, но могут вскрыть любопытные детали.
  • другая важная параллель коробочности чинарей -- подполье по Достоевскому. Подпольный человек тоже живёт исключительно в умышленном мире, в некотором смысле в коробке. Первая разница -- подпольный человек принципиально смешон, он не может быть "дэнди" или "джентельменом", чтобы мы ни вкладывали в последнее.

1 комментарий: